АНКЕТА РАБОТА
ЗЯВКА ПЕРСОНАЛ
ВОПРОС/ОТЗЫВ
Обратный звонок
Отдел заказов
(812)715-33-99
Отдел персонала
(812)642-51-99
Отдел заказов
Пн - Сб с 10.00 до 20.00
Вc. - Заявки на эл.почту
(812) 642-93-99
(812) 715-33-99
Отдел кадров
Пн - Пт с 10.00 до 19.00
Суб. с 11.00 до 16.00
(812) 642-51-99
(812) 715-33-53

Нянями не рождаются; Нянями-становятся. Забытые и неизвестные исторические факты про нянь

Няня – профессия из давних веков и на все века!

Няня - одна из самых древних профессий в мире. Это многовековая история людей, посвятивших свою жизнь заботе о детях.

Услуги няни были востребованы всегда. В течение нескольких столетий эта профессия под воздействием культуры, национальных традиций, государственного строя и даже моды постоянно развивалась, менялись требования к няням, гувернерам, наставникам, различными были и их обязанности.

В русских дворянских и купеческих семьях детей воспитывали семейные няни, которые сначала заботились о будущем отце семейства, а после - о его детях, а иногда и о внуках. Они передавали семейные традиции и обычаи из поколения в поколение.

Требования к няне и круг ее обязанностей, конечно же, были различны в зависимости от положения семьи и социального окружения. Чаще всего такая няня была необразованной, но непременно доброй и любящей, именно она давала ребенку основы православного воспитания, знакомила с народными баснями и сказками. С ней ребенок проводил очень много времени, иногда даже больше, чем с собственными родителями. Кроме няни для развлечений и игр с малышом нанимали еще маленьких девочек и мальчиков, также из числа крепостных или из прислуги. В некоторых семьях за мелкие провинности и шалости наказывали не самого ребенка, а приставленного к нему крепостного мальчика. Когда ребенок взрослел и наступало время учиться, для него нанимали гувернера. При этом няня оставалась в семье и продолжала выполнять свои обязанности.

Начиная с XVII века в России стало модным нанимать гувернеров из Англии, Франции или Германии. С XVIII века гувернерство активно распространяется в России, а в XIX веке становится официальной формой образования. В эпоху правления Екатерины II в моде были именно французские наставники, хотя в самой Франции домашних педагогов практически не нанимали. Во Франции в состоятельных семьях жили няни и кормилицы, присматривающие за детьми до их поступления в учебные заведения. Считалось, что среди французских гувернеров часто встречаются недостойные и безнравственные люди. Часто французы приезжали в Россию в поисках работы парикмахером, поваром, лакеем, а в итоге становились гувернерами, так как находили эту должность более привлекательной. Но эти случаи были скорее исключением. В конце XVIII века в Россию эмигрировали не только авантюристы ради наживы, но и хорошие специалисты. Среди гувернеров появилась большая конкуренция и это привело к тому, что родители начали более избирательно подходить к кандидатам на эту должность.

В XIX – нач. XX века к гувернерам предъявлялись особо жесткие требования. Ими обычно становились учащиеся и выпускники высших и средних учебных заведений. Домашние воспитатели проходили обязательную аттестацию, должны были иметь образование и проживать в России не менее пяти лет. Гувернерам, не имевшим аттестатов, грозила высылка из страны, а хозяевам – огромный штраф. Кроме того, иностранцы-гувернеры могли получить более почетное звание «домашних наставников», сдав дополнительные экзамены. При этом предпочтение отдавалось гувернеру немолодому и женатому, очень пожилые гувернеры были вне конкуренции. Среди гувернанток также высоко ценились немолодые, идеальным вариантом считались гувернантки-вдовы с уже взрослыми детьми, живущими отдельно. Гувернеры и гувернантки должны были консервативно одеваться, строго причесываться, вести себя сдержанно и уверенно. «Ничего слишком» - таковы были требования к их внешности и поведению. Несоблюдение этих правил плохо сказывалось на карьере.

Большинство гувернеров в дворянских семьях сами были высокообразованными людьми знатного происхождения. Они учили своих воспитанников иностранным языкам, этикету, умению держать себя в обществе, большое внимание уделяли физическому развитию, укреплению здоровья. В семье к ним относились уважительно, обедали они за общим столом или вместе с детьми и входили в число домочадцев, в отличие от Англии и Франции, где гувернантки считались привилегированной прислугой.

Учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой нянь, стали появляться в Петербурге лишь в конце XIX века. Для удовлетворения потребности среднего класса в хороших и опытных нянях при курсах Фребелевского общества была открыта Школа нянь. В нее принимались девушки, преимущественно из мещан и крестьян, в возрасте от 14 лет, окончившие городскую школу. Двухлетний курс обучения включал как теоретические, так и практические занятия в детском саду. Девушек учили рукоделию, пению, лепке, шитью, стирке, обучали купать детей, рассказывать сказки и басни. Курсы пользовались большой популярностью, желающих поступить было очень много, а выпускниц по достоинству оценили не только в Петербурге, но и за его пределами.

Также для профессионального обучения гувернанток был организован институт благородных девиц, впоследствии получивший название Смольного института. Девушки получали общеобразовательную подготовку и обучались домоводству, кулинарии, а также истории, музыке, рисованию и иностранным языкам. Выпускницы имели большие шансы служить гувернантками при дворе.

В послереволюционное время гувернерство уходит на второй план. В советское время делается акцент на внесословном образовании «трудящихся классов», сознательно дается негативная оценка домашнему обучению детей в дворянских семьях.

Так какой же вклад внесли няни в нашу историю? И чему научили иностранные гувернеры наших предков? Первый гувернер А.С. Пушкина – граф Монфор – был очень образованным человеком, музыкантом и живописцем, именно он привил великому русскому писателю любовь к искусству и рисованию. Благодаря своему гувернеру Жану Капе, Михаил Юрьевич Лермонтов свободно разговаривал по-немецки и по-французски с раннего детства. Няня в семье Достоевских прививала детям любовь к искусству, рассказывала сказки, пела песни. А Арина Родионовна и сегодня является воплощением идеальной няни для многих родителей. Она была крепостной крестьянкой и прожила в семье Пушкиных более 30 лет. Большая часть сказок, записанных со слов няни, легла в основу произведений писателя.

Любили и ценили своих нянь не только русские поэты и писатели, но и будущие цари и императоры. Очень любил свою няню Петр I. Матрена Васильевна Блохина была одной из самых приближенных боярынь царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. В ее обязанности входила забота о быте царицы и ее сыновьях Иване и Петре. Именно она заказала живописцу Тимофею Рязанцеву написать для царевича Петра детскую книгу с яркими, привлекающими внимание маленького мальчика рисунками. Петру Алексеевичу с детства были особенно интересны развлечения военного характера. И Матрена Васильевна специально заказывала ему игрушки военной тематики у лучших мастеров Москвы. Зная о его любви к оружию, она велела сделать к лукам царевича стрелы из яблони с оперением. Царевичу на тот момент было шесть с половиной лет. Боярыня Блохина несколько первых лет опекала будущего царя, потакая ему во всех его детских играх. Петр I вырос очень разносторонним человеком и преуспел во многих сферах общественной и государственной жизни. Няня Александра I – Прасковья Ивановна Геслер – нянчила и воспитывала будущего императора так, чтобы он вырос сильной и независимой личностью, прививала ему чувство справедливости, обучала английскому языку, большое внимание уделяла его физическому развитию, закаливанию. Впоследствии Александр I подарил своей няне двухэтажный каменный дом на Литейной улице.

В целом, труд гувернеров той эпохи, особенно иностранных, был высокооплачиваемым. Так, за воспитание детей в семье князей Куракиных, Долгоруких, графа Уварова гувернеры получали внушительные гонорары. Российские аристократы, воспитанные иностранными гувернерами, с легкостью общались на французском, английском или немецком языке и были по сути билингвистами. Чем, к сожалению, уже не могут похвастаться дети советской эпохи, да и нынешнее поколение. Изучая иностранный язык в школе, а потом еще пять лет в институте, мы с трудом можем представиться в чужой стране. А в XIX веке русская интеллигенция имела возможность с детства читать зарубежную литературу, на равных общаться с иностранцами. Кроме того, иностранные гувернеры прививали дворянским детям хорошие манеры и в итоге они получали полноценное и качественное образование.

В европейских государствах домашнее воспитание и обучение также осуществляли няни и кормилицы, гувернантки и гувернеры, наставники и учителя, выполняющие разнообразные функции в соответствии с существующими национальными традициями. Например, в Германии в состоятельных семьях молодые девушки в возрасте от 14 лет присматривали за маленькими детьми от рождения и до трех лет. В их обязанности входили прогулки, купание и кормление малышей. К детям постарше нанимались гувернантки или бонны. Бонна должна была иметь педагогическое образование, она постоянно общалась с ребёнком и присматривала за ним. Гувернантка обучала детей различным наукам: иностранному языку, танцам, пению, музыке, преподавала этикет, проверяла выполнение домашних заданий. Родители строго контролировали деятельность домашних педагогов, при этом их положение в семье оставалось привилегированным по сравнению с прислугой.

Своеобразные традиции организации домашнего обучения и воспитания сложились в Великобритании. В этой стране система образования на дому была широко распространена. С первых дней жизни ребенка передавали в руки так называемой «мокрой» няни. От трех до пяти лет его воспитывала «сухая» няня и кормилица, затем родители нанимали гувернеров и других домашних учителей. Но положение английских наставников немногим отличалось от положения прислуги, хотя уровень их педагогической подготовки был достаточно высок, а выполняемые ими обязанности – весьма непростыми. Именно в Великобритании в 1892 году был организован колледж, который и на сегодняшний день является образцом образовательного учреждения по подготовке профессиональных «элитных» нянь. Колледж «Норланд Нэнниз» (пер. «Няни из северного района») готовит нянь для работы в богатых и известных семьях. Студенты изучают социологию, психологию, историю, литературу, их обучают тому, как развивать математические навыки ребенка, основам здорового питания, шитью и др. Современные предметы учебного плана включают самооборону, тхэквондо, умение скрываться от папарацци, вождение в экстремальных погодных условиях, действия при похищении. Для моделирования различных ситуаций детской жизни используются автоматизированные младенцы, которые кричат в течение всей ночи. Няни «Норланд Нэнниз» пользуются большим спросом, они сами выбирают, где им работать – будет это Королевская семья, семья арабского шейха или олигарха. Девушкам рекомендуют выбрать то, что для них самих является привлекательным. Для некоторых это большой дом в Кенсингтоне и личный самолет. Для других – жизнь в экзотической стране, путешествия и шикарные виллы на всех континентах.

Но каждая страна развивается по своему пути, и в России на сегодняшний день очень сложно найти специализированный университет, колледж или хотя бы курсы по подготовке профессиональных нянь, квалифицированных гувернанток и другого домашнего персонала. Так где же няни берут свои знания сегодня? Ведь опытными нянями не рождаются, профессионализм – это не врожденное качество, он формируется в процессе получения знаний и опыта и для того, чтобы стать профессионалом своего дела, нужно постоянно учиться и совершенствоваться. К сожалению, в большинстве случаев подготовка гувернёров в России сегодня ограничивается непродолжительными курсами.

Строгий и тщательный отбор няни проходят лишь в некоторых агентствах, где к кандидатам на должность предъявляются жесткие требования: наличие педагогического, медицинского образования, опыт работы с детьми. Современный мир постоянно меняется и диктует свои приоритеты. Сегодня многие дети умеют делать то, с чем не справились бы их ровесники еще 10 лет тому назад.

Выбрав профессию няни, нужно постоянно развиваться в профессиональном плане, ведь ее роль в жизни и судьбе ребенка сложно переоценить. При этом любовь к детям, терпение, доброта всегда будут обязательными качествами хорошей няни, которая никогда не останется без работы, ее труд всегда будет достойно оплачен. Нянями не рождаются; Нянями - становятся. Для этого нужен опыт собственной жизни.



Делимся опытом подбора нянь и гувернанток. В 2016 агентству "Домашние услуги 1994" 22 года!


Выбрать няню? Легко!! Протестированы опытным психологом и поэтому мы предлагаем их в семьи


Смотрите сканы действующего свидетельства о регистрации и копию документа права на деятельность по подбору персонала с 1994 года. ИП Шубницина Ю.В.