АНКЕТА РАБОТА
ЗЯВКА ПЕРСОНАЛ
ВОПРОС/ОТЗЫВ
Обратный звонок
Отдел заказов
(812)715-33-99
Отдел персонала
(812)642-51-99
Отдел заказов
Пн - Сб с 10.00 до 20.00
Вc. - Заявки на эл.почту
(812) 642-93-99
(812) 715-33-99
Отдел кадров
Пн - Пт с 10.00 до 19.00
Суб. с 11.00 до 16.00
(812) 642-51-99
(812) 715-33-53

Нарушение привязанности ребенка и ухаживающего за ним взрослого (Мама, Няня...)

1-Привязанность- это отношения родителя (взрослого ухаживающего за ребенком-фигура первичной привязанности) и ребенка.

В учреждении (детском доме между персоналом и ребенком). Отношения между ними складываются всегда, и они разного качества.

Условия предопределяют форму отношений с родителями, описывает теория привязанности. Джон Боулби 1969-1980 (основоположник теории привязанности. Согласно его теории между ребенком и ухаживающим взрослым в первые два года жизни формируются тесные отношения. Они строятся на взаимной направленности друг к другу: ребенок активно ищет контакта а мать (ухаживающий взрослый) эмоционально отвечает на него. Этого человека Боулби назвал «фигурой первичной привязанности».

Важным положением теории является то, что ребенок не может формировать бесконечное число связей с разными людьми. Каждая связь требует от него активности, а ресурс у него небольшой. Любой разрыв отношений будет восприниматься болезненно и сужать возможности для дальнейшего формирования связей. Более того, тип отношений, которые он сформировала с близкими, потом будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений. Генетически ребенок может создавать не более 10 привязанностей, и между ними существует иерархия. В психоанализе привязанность- переживание и удовлетворение потребности ребенка. У Боулби акцент на удовлетворенности в безопасности.

В основе привязанности лежат межкультурные паттерны общения, поведения. Важно насколько мама быстро реагирует и понимает, что в данный момент хочет сообщить ребенок. Важно видеть в нарушениях привязанности, что помогает и чем пользуется данный ребенок в отношениях со своей мамой, что бы ему было хорошо и были удовлетворены его потребности.

2.Периодизация:

Человек рождается с набором когнитивных способностей вступать в отношения (это врожденные способности). В течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека. Возможно, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы, хотя необязательно он сделал это сознательно. Ребенок 1 недели от рождения воспринимает лицо матери, голос, прикосновения, запах мамы, эмоции и все обобщает в опыт. На протяжении всего первого года жизни малыш производит активный поиск защиты, прежде всего при стрессовых ситуациях или когда слаб и устал. Тогда его реакции направляются к «фигурам первичной привязанности», которыми в норме становятся мать или отец. Каждое взаимодействие запечатлевается в психике в виде ментального прототипа, на основе которого создается «внутренняя рабочая модель» взаимодействий с окружением (Bowlby, 1980).

Привязанности изменяются во времени, поэтому сейчас существуют различные способы деления на стадии. Вот один из них:

Первые 6 месяцев называют стадией недифференцированных привязанностей. В это время младенцы узнают и выделяют мать из окружающих взрослых, но могут спокойно находиться на руках незнакомого взрослого. Следовательно, на этой стадии малыш адресует свои эмоции любому человеку. Он с удовольствием следит глазами и улыбается всякому, кто к нему подходит.

Стадия специфических привязанностей (7 – 9 мес.) начинается тогда, когда ребенок отказывается идти на руки к незнакомому взрослому и активно протестует, когда мать уходит.

Стадия множественных привязанностей (11 – 18 мес.) начинается, когда ребенок, используя мать в качестве «надежной базы» для своих исследовательских действий, проявляет любопытство и формирует привязанности с другими близкими людьми. В это время он уже начинает самостоятельно передвигаться. Но, удаляясь от фигуры первичной привязанности на некоторое расстояние, он постоянно держит ее присутствие под контролем и регулярно возвращается к ней.

В течение 2 первых лет жизни между ребенком и ухаживающим взрослым возникает обобщенный опыт отношений – названный привязанностью. В оптимальных условиях фигура(ы) первичной привязанности (мать и отец) физически и психологически доступны и крайне чувствительны к нуждам ребенка (Main, Hesse, 1992). Основная функция фигуры первичной привязанности по Боулби не в удовлетворении потребности в любви, как в классическом психоанализе, и не в удовлетворении физических потребностей ребенка, как в бихевиоризме, а в обеспечении защиты и безопасности (Смирнова, 1995).

Именно поэтому эффективная привязанность обеспечивает ребенку инициативу, развитие исследовательского поведения и стремления к познанию. На основе взаимодействия с близкими ребенок формирует защитную базу, объясняющую мир как безопасный (Ainsworth, Marvin, 1995), и чувство идентичности с объектом первичной привязанности (Bretherton, 1991).

Еще одну классификацию стадий развертывания привязанности предлагает Д. Штерн (Stern, 1985). Согласно его представлениям, в первые два месяца, ребенок выделяет себя и фигуру первичной привязанности. На основе этих ощущений возникает чувство себя и своего тела.

Начиная со 2 до 9 месяца у него складывается чувство «внутреннего Я», которое формируется через восприятие Другого. Ребенок воспринимает себя следующим образом: «Я – тот, кого обнимают», «Я – тот, на кого редко смотрят». Очевидно, что ребенок не произносит таких слов, но он воспринимает себя через отношение к нему взрослых.

На третьем этапе (до полутора лет) возникает чувство своей субъективности, то есть отделенности себя от фигуры первичной привязанности.

Четвертый этап связан со становлением речи, на основе которой понимание себя и других резко ускоряется. Возникает чувство «Словесного Я» и словесных отношений с окружающими. Дети, воспитывающиеся в Домах Ребенка, имеют существенно меньше стимуляции со стороны внешнего мира и, безусловно, живут в обедненной среде. Их развитие значительно отстает от нормы: некоторые из них не способны сидеть до полутора лет, менее 15% начинают ходить к 3 годам.

3.Методы диагностики нарушения привязанности:

В модифицированной системе оценки привязанности у детей раннего возраста М. Аинсворт предложены маркеры депрессивного состояния детей.

К ним относятся: 1.Печальный аффект (в голосе, теле, выражении лица).

2.Неспособность реагировать на важный стимул (например, стук в дверь), особенно когда это сочетается с активной реакцией неадекватные стимулы (звук камеры, скрип стула).

3.Присутствуют неуверенные подходы ребенка к матери (сотруднице), при этом неуверенность ребенка не связана с чувством страха (как будто ребенок понимает, что обращение к матери бесполезно).

4.Умеренная фрустрация, при взаимодействии с фигурой привязанности, попытки взаимодействия кажутся успешными, однако, они не соответствуют эмоциональным потребностям ребенка. Например, поочередное взаимодействие, которое связано с выполнением задания, но не несет в себе эмоциональной вовлеченности.

5.Необычные движения, которые не являются ни продолжением взаимодействия, и не приводят к утешению ребенка. Качество движений не связано с тревогой или возбуждением.

Обобщая анализ системы оценки привязанности, дополненной П. Криттенден можно сказать, что она позволяет наиболее глубоко и подробно анализировать взаимодействие матери и ребенка, способствует выявлению паттернов привязанности, ведущих к развитию эмоциональных, поведенческих и когнитивных нарушений, выбирать направления психологической помощи семьям.

Со времени появления метода оценки привязанности у детей раннего возраста было проведено значительное количество исследований, посвященных изучению отношений привязанности у детей и матерей, были выделены факторы, определяющие особенности и качество привязанности. В связи с этим, классификация, предложенная М. Айнсворт, была расширена и дополнена ее коллегами и учениками. Благодаря этим изменениям стало возможным изучение привязанности у детей и матерей, принадлежащим к различным категориям риска.

Все исследования привязанности, в которых использовались различные системы классификации показывают, что паттерны привязанности, приводящие к развитию эмоциональных, когнитивных и поведенческих нарушений у ребенка, формируются в условиях опасного социального окружения, пренебрежительного отношения матери и других близких.

Качество отношений привязанности оценивается при помощи метода «Незнакомая ситуация» (Ainsworth et al, 1978; Мухамедрахимов, Плешкова, 2000). Эта экспериментальная процедура используется для детей от 11 до 15 месяцев, имеет определенную структуру и записывается на видеопленку.

1.Наблюдатель приглашает маму и ребенка в экспериментальную комнату, затем уходит.

2 Мама и ребенок (3 минуты) Ребенок исследует комнату и игрушки, мама не инициирует игру с ребенком. Если необходимо, она стимулирует игру через 2 минуты.

3 Незнакомая женщина, мама и ребенок (3 минуты). Входит незнакомая женщина. Первые 1,5 минуты: незнакомая женщина разговаривает с мамой. Вторые 1,5 минуты: незнакомая женщина подходит к ребенку. Через 3 минуты мама, не привлекая внимание, покидает комнату.

4 Незнакомая женщина и ребенок (3 минуты) или меньше 1.Первый эпизод разлучения. Незнакомая женщина не играет с ребенком, но утешает, если ребенок расстроен.

5 Мама и ребенок(3 минуты) или более 2.Первый эпизод встречи. Мама приветствует и/или утешает ребенка, затем сажает его обратно к игрушкам. Конец эпизода: мама покидает комнату, прощается с ребенком.

6 Ребенок (3 минуты) или меньше 1.Второй эпизод разлучения

7 Незнакомая женщина и ребенок (3 минуты) или меньше. Продолжение второго разлучения. Входит незнакомая женщина. Она утешает ребенка, если это необходимо.

8 Мама и ребенок (3 минуты) Второй эпизод встречи. Мама входит, приветствует ребенка, берет его на руки. Тем временем незнакомая женщина незаметно покидает комнату. Важно насколько точно мама видит, что происходит с ее ребенком и как откликается и реагирует. Ребенок со своей стороны приспосабливается к маме и

4.Типы привязанностей:

«А», «В» и «С» привязанности в целом достаточно безопасные и не дают психопатологий.

Поведение типа «B»: безопасная привязанность- проявлялась в том, что ребенок использовал мать как безопасную базу при общении с внешним миром. Он спокойно играл самостоятельно, регулярно проверяя ее местоположение, отслеживая ее действия краешком глаз. Он обращался к ней, когда возникали проблемы, или когда нуждался в поддержке. Если мать покидала комнату, он переживал, но успокаивался, когда незнакомец утешал его. Он испытывал радость, когда мама возвращалась. Такой ребенок знает, что мама обязательно вернется. Дети имеющие безопасный паттерн (устойчивая связь) по типу В: -Хорошая исследовательская активность, -спокойно выражают потребности, -разлучаются с мамой и расстраиваются, плачут, потом успокаиваются и ожидают возвращения мамы, -мама возвращается, ребенок радуется, проситься играть с ней. Выделяют подтипы: В1, В2, В3, В4. Зависят от поведения мамы, качества заботы, особенностей реакции ребенка на уход мамы: один плачет, другой ребенок сидит, молчит и ждет маму.

Поведение типа «А»: избегающего типа – эти дети в стрессе играют для того, что бы справиться с тревогой. Мама уходит - ребенок не демонстрирует видимых признаков расстройства. Ребенок может продолжать играть сам с собой и игрушками. Мама возвращается - ребенок игнорирует ее. При определении привязанности в тестах в состоянии стресса ( новая, незнакомая для ребенка обстановка или присутствующий незнакомый человек) эти детки предпочитают общение с незнакомцем и игнорируют маму. Хотя в стрессовой ситуации у деток с поведением (привязанностью) по типу «А» выделяется тот же гормон (кортизол), такой же, как у деток с привязанностью типа «В», но дети с типом «В» открыто выражают свои эмоции (страх, печаль, гнев и др.) маме, а дети с типом «А» не выражают и переживают их в виде тревожности. Если ребенок типа «А» не выражает эмоций гнев, страх, радость – он знает, что этого не надо делать. Принцип этих отношений мамы и ребенка : «быть близко, но не слишком близко» , « мы с тобой, но на некотором расстоянии». Эта привязанность часто проявляется в финской культуре.

Поведение типа «С»: - амбивалентная, тревожно- сопротивляющегося вида. При уходе мамы ребенок кричит и бежит за мамой. Может быть состояние аффекта у ребенка. Ребенок кричит, но ничего не делает для себя, что бы успокоиться. Это часто ноющие дети и впоследствии ноющие, жалующиеся всем взрослые. Громкий звук (крик)- это самозащитная стратегия. На уровне стресса имеют низкую исследовательскую способность. В присутствии мамы и по ее возвращению проявляют гнев и страх.

Есть разные подтипы: С1, С2 , отличаются тем, что при разлуке с мамой могут быть очень расстроены или наоборот закрыты и пассивны. С возвращением мамы тоже 2 вида реакции: либо тянуться к ней с нытьем, либо отталкивают с криком и гневом. Ребенок «С» при уходе мамы преувеличивает и кричит и может смещать свою агрессию на объекты, игрушки. Сдерживает и не выражает свои потребности. В стрессе такому ребенку не до игры, все не предсказуемо. Это ноющие и орущие дети. Очень характерный тип привязанности для русской культуры и менталитета.

5.Ребенок с разными типами привязанностями в школе:

Дети с безопасной привязанностью «В» учатся в школе на оценки: 4,5 и на 3 .Ребенок учиться для себя. Он может ошибаться и исправлять свои ошибки. Страх наказания может быть для них серьезнее, чем само наказание. Этим деткам интересно учиться.

Дети с небезопасными типами привязанностями «А» учатся для мамы или папы, ради оценки для предъявления ее родителям и им не так важны знания. В начальной или средней школе учитель таким детям чаще поручает следить за поведением в классе. Эти ребята иногда могут провоцировать, запугивать других детей или что устраивать против кого то. В компании подростков из- за этого им бывает не просто найти друзей. Дети с небезопасным типами привязанностями «С» могут обнимать учительницу на перемене, бать с ней рядышком как с мамой. Им не интересно учиться. Они не любят делиться с мамой достижениями, так как реакция мамы не предсказуема и может быть разной. Это ребята с меняющимся нестабильным настроением.

6. Особенности матерей детей с разными типами привязанности.

6.1. Матери детей типа «В»: Мамы предсказуемы, они могут точно заметить потребность ребенка и ответить на послание ребенка. Они чувствительны, мама говорит правду, проявляет весь спектр чувств. Предоставляет правдивую информацию о мире. Мама поддерживает независимость ребенка, но готова ему помочь тогда, когда это надо. Умеет при необходимости приближаться к ребенку и вовремя отдаляться. В определенном возрасте утешать если надо, и так же давать ребенку самому справляться с возникшими трудностями. Здесь мама не всегда рядом (где надо и где не надо).

6.2. Матери детей типа «А»: Мамы в целом предсказуемы. Они игнорируют проявления тревоги и дистресса . Они излишне вмешиваются в самостоятельные действия детей, не учитывая их познавательные способности. Они игнорируют почти пятую часть обращенных к ним вопросов детей. Мамы очень контролирующие ребенка. Чрезмерно реагируют на сигналы дистресса. Ребенок упал - мама подбегает, ребенок играет мамы рядом нет. У ребенка закрепляется паттерн приближения мамы на фазе дистресса. Мама поддерживает в ребенке выражение только позитивного чувства, не согласующегося с его внутренним состоянием. Ребенок спокойно играет, скрывая , не показывая свои истинные чувства, иногда надевая «маску внешнего благополучия», использует игру, что бы справляться с тревогой. Мамы с паттерном «А» разговаривают с детьми чаще о предметах и игрушках.

6.3. Матери детей типа «С»: Мамы амбивалентны и не предсказуемы. За одно и тоже они могут сегодня ребенка похвалить, завтра не заметить, а после завтра отругать. Мамы чувствительны только к сильным чувствам ребенка, но не замечая слабых не менее важных сигналов. Используют обман для регуляции поведения ребенка. Если ребенок выражает чувства маме, мама действует по - разному, не предсказуемо.

7.Особенности взрослых людей с разными типами привязанности с своим родителям в детстве.

7.1.Взрослые люди с типом привязанности «В». Взрослый человек, имеющий в детстве тип привязанности «В» не нуждается в очень большой близости или в постоянной зависимости от супруга, супруги. И не живут всю жизнь одиночками, без контакта и близости с партнером. Люди описывают свое детство как череду приятных и не очень приятных событий, без излишне эмоциональной нагруженности.

7.2.Взрослые люди с типом привязанности «А». У Взрослых может быть базовое чувство одиночества, даже при наличии семьи и близких отношений. На лице может быть маска – все ок!, а во внутреннем мире глубокое чувство одиночества и базовая тревожность. Сдерживают свои потребности .Очень контролирующие.

7.3.Взрослые люди с типом привязанности «С»: Такие люди не редко ноющие, всем недовольные, бубнящие, ворчащие. Слова для этих людей ничего не значат, а важно, что люди делают в отношении с ними. Люди с разными мнениями и реакциями на происходящее с ними и в отношениях с другими.

8. Небезопасные типы привязанности : могут приводить к расстройствам личности, психопатологиям. Может быть дезорганизация.

8.1. Дети с типом привязанности «А+» : В стрессе дети не демонстрируют видимые признаки беспокойства. Мама может быть в депрессии. Ребенок думает о маме и это маму возвращает в реальную жизнь. Ребенок усваивает что надо быть улыбчивым и радостным, не проявлять своих истинных чувств и состояния. Ребенок начинает заботиться о родителе. Я должен думать о маме и ее потребностях), что бы самому получить хоть какую то заботу и внимание от нее. Ребенок чувствует себя покинутым и одиноким. Ребенок выражает озабоченность состоянием мамы, или боится за нее или ее. Проявляет заботу о ней и подчинение. Это быстроразвивающиеся дети, рано взрослеющие, помогают своим развитием вернуть маму. Часто в присутствии незнакомого человека носит ему игрушки, что бы проявить заботу, получить внимание и справиться с тревогой. Эти дети демонстрируют ложный эффект (улыбка), имеют сниженную исследовательскую активность, время от времени демонстрируют панические реакции, иногда возникают нарушения психики, выражают озадаченность матерями или страх. Дети демонстрируют ложную улыбку, не соответствующею внутренним переживаниям. Ребенок «А+» не знает себя, но хорошо понимает и знает маму и учиться понимать не себя а других. Вырастая не редки фобии, соматические симптомы, отражающие потребность. Вырастая, могут стать взрослыми и подростками стремящимися получить любовь другого за счет удовлетворения его потребностей. Например - секс. удовлетворение и могут демонстрировать отклоняющееся поведение (проституция). «А+»- Это дети сироты в семье и иногда дети из детских домов, закрепившие паттерн поведения- вынужденную беспомощность и удовлетворение другого. Послушность ребенка – что бы получить любовь мамы. Не редко организуют отношения и семью с аффективным паттерном «С+», позволяя другому командовать собой, формируют зависимое поведение. В России этот небезопасный тип привязанности может встречаться во всех классах и слоях общества, но чаще в очень бедных, алкогольных семьях или наоборот в очень обеспеченных и высоких слоях общества. Много психопатологии. У детей «А+» очень много тревоги.

8.1.1. Матери детей с типом «А+»: Психически недоступны ребенку. У них часто подавленное и депрессивное настроение. Мама стабильно в депрессии и «отсутствии» где то внутри себя, но не с ребенком. Она нуждается в послушном ребенке и контролирует каждый его шаг. Иногда проявляют насилие для регуляции поведения, игнорируют или наказывают ребенка. Демонстрируют ложную улыбку и дружелюбие. Контролирующие. Отстраненные от ребенка и иногда отстраняющиеся от мира, уходя во внутренний мир.

8.2.1. Дети с типом привязанности «С+» : Паттерн этой привязанности распространен для России. Аффект ребенок использует для того, что бы получить близость мамы. У ребенка часто страх. В «С+» Бывают задержки развития. У ребенка нужды не удовлетворяются, иногда и потребности. Часть стратегии «С+» это притворная беспомощность. Игра при зрителях. Дети проявляют беспомощное или агрессивное поведение. В условиях стресса аффект , швыряют игрушки. Демонстрируют провоцирующее и опасное поведение. Для них агрессивное поведение как стратегия. Эта уже не нормативная а диструктивная агрессия, как стратегия поведения (форма поведения), что бы добиться любви и расположения мамы. Взрослый человек «С+» не предсказуем.

8.2.2. Матери детей с типом «С+»: Имеют разные мнения, амбивалентны. Находятся в очень сильном напряжении или в очень тревожном состоянии. Используют явный обман для управления ребенком и могут давать ложные обещания и не выполнять их. Постоянные отказы в потребностях и нуждах ребенка. Могут за одно и тоже и ругать или хвалить, периодами не замечать, отвергать, либо использовать физические или психологические виды насилия. Родители детей с «С+» не понимают где нужды их, а где детей. Мамы этих детей заваливают психолога кучей вопросов о том и о сем, противоречащих друг другу. Родители не предсказуемы и сами себя не понимают.

9. Консультирование и психотерапевтическое консультирование.

Как известно – все проблемы детей это проблемы родителей. Необходимо работать и с ребенком и родителем в паре диаде. Отдельно в небезопасных типах привязанностей надо проводить информирование, психологическое консультирование мамы (взрослого) и индивидуальную психотерапию (личностно-ориентированную), особенно при типах «А+» И «С+». Эти мамы не верят никому и психологу тоже. В «С+» не редко используются парадоксальные техники психотерапии. Мамы этих детей не удовлетворяются психотерапией, ищут и доказывают что психолог ничего не сделал.

Простые техники консультирования :присоединение, отражение и др. ничего не дают. С этими мамами надо сомневаться во всем что она говорит и как предъявляет себя. Здесь психотерапия сложнее чем в »А+».Это труднодоступные клиенты. Часто сами имеют нарушения психики и привязанности в детстве. Необходимо в «С» И «С+» остановить паттерн родителя ДА-НЕТ. Предотвратить двойные послания. Используется методы парадоксального вмешательства, провокативные : я ничего для вас не могу сделать для вас. Вы врете ребенку. Вы очень успешны в своей неуспешности-покзать как человек двойными посланиями обманывает ребенка и других.. Показывающие родителю, что реально происходит.

Это и личностно ориентированная терапия своих детских травм: ДПДГ, гештальт-терапия, кататимно- имагинативная психотерапия, НЛП. И приводящие к тому, что бы родитель сделал выбор либо да либо нет.. Использование техник гештальт терапии, построение песочных картин, психотерпии в холистическом массаже, психодрамы, расстановок, когнитивной терапии, процессуальной терапии и других.

С родителями детей с «В+» если в тяжелой депрессии поменять стратегию, работать с осознаванием чувств и их проявлением отреагированием. Осознавать свои чувства и показывать свое «истинное лицо», а не маску.

Психотерапия отношений в семье, конфликтов (внутриличностных, межличностных и других).Направления работы те же. С детьми работа с мамами вместе и отдельно в присутствии мамы. Используются техники недиррективной игровой терапии с игрушками и фигурками, арт терапии, психотерапевтическая сказочная песочница с фигурками, танцевально-двигательная терапия, сказкотерапия, театр и другие.



Делимся опытом подбора нянь и гувернанток. В 2016 агентству "Домашние услуги 1994" 22 года!


Выбрать няню? Легко!! Протестированы опытным психологом и поэтому мы предлагаем их в семьи


Смотрите сканы действующего свидетельства о регистрации и копию документа права на деятельность по подбору персонала с 1994 года. ИП Шубницина Ю.В.