АНКЕТА РАБОТА
ЗЯВКА ПЕРСОНАЛ
ВОПРОС/ОТЗЫВ
Обратный звонок
Отдел заказов
(812)715-33-99
Отдел персонала
(812)642-51-99

Распознавание лжи по невербальным признакам. Выбор персонала доверьте профессионалу! Подбор персонала в Агентстве "Домашние услуги" осуществляет клинический медицинский психолог

Диалог — это всегда поединок, где каждый стремится получить свою выгоду, преподнести себя должным образом и скрыть то, о чем оппонент знать не должен. Это касается как бытовых бесед, так и контактов на уровне работодатель — сотрудник. Умеющий вести диалог, как женщина, умеющая одеваться, весьма успешно подчеркивает достоинства и скрывает недостатки. Однако иногда, вроде бы без особых на то причин, не хочется иметь дело с человеком, который, казалось бы, убедителен в разговоре. Или наоборот, нас пленяет красноречие собеседника, а сотрудничество с ним оборачивается глубоким разочарованием. В чем же дело?

А тонкость в том, что слова составляют всего лишь 20% от общей информации, которой мы обмениваемся. Львиную долю занимает невербальная информация — поза, жесты, мимика, тембр голоса, скорость речи и прочие сигналы, которые считывает наше подсознание. Именно оно подает сигналы, которые мы воспринимаем как «с этим человеком что-то не так». Только вот слышать свой внутренний голос удается не всегда, чаще его заглушают так называемые «доводы рассудка», а именно, аргументы, приведенные собеседником, документы о полученном образовании, положительные рекомендации. Ох, как часто, опираясь только на эти факты при подборе домашнего персонала, наниматели сталкиваются в лучшем случае с незначительной ложью, а в худшем - с мошенничеством и недобросовестностью принятых на работу людей со всеми вытекающими последствиями.

К сожалению, не всегда есть возможность и время воспользоваться помощью специалистов по выявлению лжи: полиграфологов и профайлеров. Именно они с большой долей вероятности могут отсеять среди претендентов на работу тех, кто руководствуется исключительно корыстными целями и имеет недобрый умысел. Полиграфологи для изобличения подобных субъектов используют полиграф, более известный как «детектор лжи» (хотя это не совсем верное определение, так как этот прибор измеряет не саму ложь, а реакции организма того, кто лжет в сравнении с его реакциями на правдивую информацию). Профайлеры — это специалисты по неинструментальному выявлению лжи. В своей работе они опираются в первую очередь на знание невербальных сигналов, передаваемых при личном общении.

Чтобы оградить себя, своих детей и свое имущество от жуликов и просто непорядочных лиц, во время собеседования с претендентом на место домработницы, няни, сиделки или помощника по хозяйству, важно соблюдать несложную, но необходимую технику безопасности, которая заключается в умении считывать неречевые сигналы собеседника.

С чего начать?

С первого взгляда. Именно в первые 8 секунд формируется впечатление о человеке. Это происходит на генетическом уровне и уходит корнями в те времена, когда древнему человеку было жизненно необходимо в кратчайшие сроки определить, кто перед ним — друг, враг или потенциальная пища. По внешнему виду, манере поведения, первым проявлениям в мимике, жестах, позе мы уже подсознательно знаем, стоит ли с этим человеком иметь дело. Это так называемый «феномен быстрого осознания». Конечно, существуют и исключения, но в большинстве случаев первое впечатление не так обманчиво, как принято считать и доверять ему, определенно, стоит.

Чтобы ничего не упустить из виду, после знакомства важно расположить собеседника так, чтобы можно было видеть его целиком. Между вами не должно быть преград - это не только снижает уровень взаимопонимания, но и повышает риск упустить важные сигналы, посылаемые телом оппонента.

Важно: при «считывании» языка жестов нельзя ориентироваться на один — два сигнала, а надо рассматривать жесты, мимику, голосовые изменения в совокупности. Иначе можно ошибиться, приняв за проявление лжи, к примеру, почесывание носа. У человека может просто чесаться нос.

Как распознать ложь?

Чаще всего мы «выводим на чистую воду» родственников, друзей и коллег. Это происходит потому, что мы знаем их базовую линию поведения, то есть то, как они двигаются, говорят и жестикулируют в спокойном, расслабленном состоянии. Во время стресса, а процесс искажения правды — всегда стресс для организма, они ведут себя иначе и это отклонение от нормы позволяет заподозрить человека в неискренности. Таким образом, в первую очередь необходимо определить базовую линию поведения собеседника, чтобы видеть отклонения от этой нормы, которые помогут изобличить лжеца.

Для этого, прежде чем начать разговаривать по сути собеседования, нужно поговорить о вещах отвлеченных, напрямую не связанных с темой разговора. Это успокоит порядочного человека и собьет с толку того, кто заготовил «легенду». Самой нейтральной темой может быть обсуждение того, как в семье отмечали праздники. Приятные воспоминание детства расслабляют и успокаивают. Чтобы человек наиболее полно раскрылся в разговоре, вопросы, адресованные вашему визави, должны быть открытыми, то есть чтобы на них нельзя было лаконично ответить «да» или «нет».

На что обратить внимание? 

  • Ноги

Вероятно, вы удивитесь, узнав, что самая «говорящая» часть тела человека — это его ступни. Тем не менее именно ступни в разговоре выдают вас «с головой». Движения ступней практически не поддаются сознательному контролю, поэтому они всегда «говорят» правду. Когда человек пытается себя контролировать, он в первую очередь следит за движениями своих рук, а ступни и ноги оставляет без внимания. А зря.

Ступни играют роль датчика измерения стресса. Внимательно понаблюдайте, в каком месте разговора ступни собеседника изменили свои позиции. В ответ на какую фразу это произошло? А значит «с этого места поподробнее» - нужно развить тему и найти причины, вызвавшие стрессовую реакцию. В нормальном, расслабленном состоянии, ступни человека ровно расположены на поверхности и направлены в сторону собеседника. Любые постукивания, покачивания и повороты ступней свидетельствуют о возникшем дискомфорте. И чем они сильнее — тем выше уровень стресса. Чтобы убедиться в том, что движения ступней отражают реакции на ваши вопросы, а не желание сходить в туалет, какие-либо болезненные ощущения или личные неприятности, на которые направлены мысли собеседника, можно спросить «вы хорошо себя чувствуете?», «все в порядке?». Если что-то не так,  лучше перенести собеседование на более удобное для всех время.

Если ступни судорожно «хватаются» за ножки стула, - человек буквально «держится», очень напряжен. Уверенность в себе, зачастую напускная, а то и наглость, выражается в положении «нога на ногу». Наоборот, спрятанные под стулом ноги, при этом еще и перекрещенные, свидетельствуют о неуверенности и низкой самооценке.

  • Руки

Пристального внимания также требуют руки собеседника. У порядочного, искреннего человека, в разговоре превалируют открытые жесты, когда ладони направлены вверх, либо руки спокойно лежат на подлокотниках кресла или на коленях. Насторожить должны следующие жесты: перекрещенные руки, руки в карманах или сжатые в кулаки. В процессе беседы большего доверия заслуживает человек, иллюстрирующий свою речь жестами, так как ложь - плод воображения и тело не хранит о ней воспоминаний, следовательно, лжец не раскрашивает сказанное жестами. В то же время, ему более присущи жесты, направленные на себя. В попытке снизить уровень стресса врун будет почесывать нос, уши, поправлять одежду и волосы.

  • Глаза

Стоит отметить также роль взгляда в процессе беседы. Бытует мнение, что обманщики отводят глаза и не смотрят на собеседника. Чаще бывает как раз наоборот: говоря неправду, человеку важно убедиться в том, что ему верят, поэтому он чаще и пристальнее смотрит в глаза оппоненту. В то же время получая неудобный вопрос «в лоб», лжец действительно, скорее отведет глаза, чтобы не выдать свою растерянность.

  • Речь

Речь обманщика разбавлена паузами, поскольку ему необходимо обдумывать каждое слово, чтобы не раскрыть себя, в то же время на простые, не требующие развернутого ответа, вопросы он начинает отвечать излишне многословно, иногда уводя беседу в другое русло.

  • Поза

Отмечая движения рук, ног, мимику лица, нельзя забывать о положении тела в целом. Доброжелательно настроенный человек машинально наклоняет корпус в сторону собеседника, тогда как негативно настроенный — наоборот, отклоняется от него.

  • Невпопад

Насторожить должна также рассогласованность движений, когда, к примеру, при ответе «да» человек покачивает головой из стороны в сторону и асимметрия эмоций. Когда эмоция искренна, при ее выражении задействованы сразу несколько мышц лица, например, при улыбке это мышцы глаз, носа и губ. Если человек улыбается только губами, такую улыбку никак нельзя считать естественной.

  • Внимание к деталям

Врать человеку всегда сложнее, чем говорить правду, ведь нужно удерживать в голове «легенду» целиком и не раскрыть себя в деталях. Именно детали сложнее всего продумать обманщику, поэтому на них легче его поймать. Внимательно следите за разговором и иногда просите рассказать о чем-то подробнее, а то и повторить еще раз тот или иной отрывок из рассказанного. Это не собьет с толку того, кто говорит правду и изрядно затруднит положение лгущего, поскольку зачастую, дойдя до середины «легенды», он с трудом может вернуться к началу рассказа.

Напоследок стоит отметить, что все описанные выше телодвижения свидетельствуют о стрессе, но причиной стресса вовсе не обязательно будет ложь. Только в совокупности эти признаки дают возможность заподозрить человека в обмане. Выработав привычку внимательно наблюдать за собеседником и прислушиваться к своей интуиции, можно распознавать лгунов не хуже детектора лжи.